01.08.2003
Машину я купил полтора года назад. Это было моё первое (и пока единственное) авто. Все мои знания о технике на колёсах были на уровне мопедов, которыми я увлекался в далёкие времена застоя.

Машина (Nissan sunny N13 E16i 1986г) была куплена практически не глядя. Да и что я мог разглядеть не имея никакого опыта. Правда я, тем не менее, пытался задавать различные умные вопросы предыдущему хозяину, и даже запомнил, как он на секунду замялся, отвечая на вопрос про расход топлива. Причина этой заминки выяснилась после.

Еще помню, как будучи уже один, заводил машину у себя в гараже. Точнее, как затем заглушил двигатель. Повернул ключ зажигания влево и, где-то в районе капота, услышал что-то вроде глухого удара (так мне тогда показалось). Двигатель замолк, а я сидел и думал о том, что в нём что-то сломалось, и потраченые деньги, видимо, выброшены на ветер. В такие моменты меня, как правило, тянет пофилософствовать на общие для всего человечества ценности. Пока я духовно совершенствовался, снова раздался этот пугающий звук. И только тогда я заметил, как щётки прошлись по лобовому стеклу и снова улеглись… Просто, когда я тянулся к ключу зажигания, то по пути задел включатель.

Все весёлые и, в то же время, неприятные вещи, возникавшие при эксплуатации авто, происходили в основном из-за двух неисправностей, которые нужно было просто исправить. Но это действительно просто, когда знаешь, что именно надо исправить, а когда не знаешь… Предыдущий хозяин, похоже, не смог с ними справиться и молча возложил эту ответственную миссию на меня.

Итак, на основе имеющейся у меня информации, попытаюсь восстановить жизненный путь машины. В начале 1987 года она была куплена в Германии одним немцем ( или немочкой, о чём, возможно, говорит её пробег за 10 лет) и вяло эксплуатировалась до 1997 года. За это время он(она) наездил 100 т.км. Успел сделать ей последнее ТО, о чём свидетельствует запись о замене ремня ГРМ, и, скорее всего, попал в аварию( не очень сильную, передом). Как истинный ариец(арийка) ремонтировать машину не стал, а просто продал и купил новую.
И тут, её прибрали к рукам не дремлющие жители восточной европы. Починили и перегнали в Россию, в Питер.

Жила, значит, машинка жила спокойной бюргерской жизнью и тут… Опа… Россия!!!
Это стресс… Не только для человека…
Но ничего, приспособилась. Честно, с японской покорностью выполняла всё, что требовал от неё предыдущий хозяин. А он хотел, что бы она всё время его возила и никогда не ломалась. Так и получалось года четыре. За это время они налетали ещё 120 т.км. Хорошо хоть, не по питерским дорогам, а по областным трассам. Говорил, что в Швеции давал на ней 180. Не знаю, я больше 120 просто боюсь выжимать.
Он так привык к тому, что с ней ничего не надо делать, что когда мелкие неисправности всё же стали появляться, уже не мог себя заставить ими заняться. Только масло менял.
Вынуждено сделал лишь две вещи. Поменял глушитель, потому, что стало слишком громко, и задний аммортизатор, чтобы не скакать. Он, наверное, рад был ездить так и дальше, но появились наконец и серьёзные вещи.
Машина, вдруг, невзлюбила спокойную,небыструю езду(всё-таки, сказалось долгое пребывание в нашей действительности). Проявлялось это в том, что она стала дёргаться, словно двигатель на мгновения отключался во время движения. Спасало ситуацию дополнительное надавливание на педаль газа и, соответственно, увеличение скорости. Предыдущий хозяин, видимо, смирился с этим, и, у него, даже, появилась привычка прокатиться с ветерком. Однако, со временем, у машины появилась тяга к ещё большим скоростям, что уже заставляло задуматься, т.к. динамика у неё очень хорошая, и грозило это уже бедой. Примерно, в это же время, стал резко увеличиваться расход топлива.
А движок то инжекторный. То, что у нас в Питере трудно найти хорошего специалиста по инжекторам (который бы не предлагал менять всё подряд, пока не заработает) я уже наслышан от знакомых. А ремонт в каком-нибудь ниссановском сервис центре (опять же с заменой всего, что на глаза попадётся ) стоил бы больших денег. И он грамотно решил, пока не поздно, продать машину.
Тут подвернулся я.
Мне машина понравилась, прежде всего, по причине отсутствия ржавчины и тяговитости движка. Да и деньги не такие уж большие.
Скоро её болячки вылезли наружу. О мелких неисправностях писать не буду, это ремонтировалось легко. Сначала на ней больше ездил мой брат. Это он и выяснил, что сколько в неё не лей бензина, тот достаточно быстро заканчивается. Получалось довольно накладно. Т. к. дело происходило в зимне-весенний период, то не было возможности найти сухой асфальт, чтобы посмотреть не капает ли на землю. Но поиск шёл в верном направлении. Действительно капало. Причём, только, когда включался топливный насос в баке.
Как выяснилось медные трубки проходящие под днищем или сгнили, или от постоянного давления топливного насоса стёрлись изнутри до дыр. После замены трубок бензин расходовался нормально. К, сожалению, тогда не удалось замерить расход. Я это сделал лишь после того, как не удержался и купил новый лямбда-зонд. По трассе 6-7, в городе 8-9 литров.
Решив одну проблему мы вплотную подошли ко второй. Машина продолжала дёргаться. Это возникало крайне неожиданно и не вовремя. Тут всё было гораздно сложнее. Версий мелькало в голове множество. Узнал много интересного, но всё мимо.
Когда я окончательно отчаялся решить эту проблему, мой брат, которому очень хотелось ездить, сделал одно действие, после которого эффект неожиданно прекратился. Он потом рассказал, какие у него были расссуждения (на самом деле, совершенно ошибочные), но факт оставался фактом, это сработало.

Сделал он следующее, повернул датчик крайних положений дроссельной заслонки в крайне левое положение. После этого дёргание исчезло совсем. Мы обрадовались и надолго забыли об этой проблеме. Я понимал, что это не совсем нормально, но было не до того. Однако, возник другой побочный эффект. На холостых оборотах двигатель мог иногда заглохнуть. Это и не удивительно, ведь компьютер не получал информацию, о том, что заслонка закрыта. Поэтому, я потом поднял обороты холостого хода до 1300 и так и ездил. Этим летом я, наконец, не выдержал и решил заняться проблемой более серьёзно.
Прежде всего я обратил внимание на то, что датчик имеет два разных разъёма.(Чего раньше как-то не замечал). Только теперь я понял, что кроме датчика крайних положений внутри скрывается кто-то ещё!

“Этот кто-то там не спроста” думал я, делая круги вокруг пепелаца.
Я вновь и вновь вспоминал поведение машины, просматривал совершенно невнятную электрическую схему и, вдруг, кто-то свыше не выдержал и затолкал одну простую загогулину между моих двух извилин. Это же переменный резистор! Как в любом старом приёмнике.
Поблагодарив неизвестного за своевременную помощь, я рассуждал дальше. Мы повернули датчик, а вместе с ним и резистор далеко влево. Следовательно…
Как вы уже всё поняли? Правда? Молодцы! И не нужно дальше ничего пояснять? Хорошо. Единственное, что можно по этому поводу добавить, это то, что подобной участи не избежит никто, кто ездит на инжекторе с таким датчиком. Рано или поздно оно себя проявит.
Чудненько, тогда перейдём к моей любимой теме поднятия попы ненаглядного пепелаца.

…Что? Что-что? Мда…
Уважаемые друзья! Здесь вот, с той стороны интернета по tcp/ip протоколу идут настойчивые пинги с просьбой прояснить всё-таки ситуацию с переменным резистором.
И не надо недовольно морщиться коллеги. Обязательно поясним. НИКТО НЕ ДОЛЖЕН УЙТИ ОБИЖЕННЫМ! (Странная фраза. Это я сам придумал, или где-то позаимствовал?)
Тем более, что просит малыш, которому два с половиной годика. Он ездит на трёхколёсном велосипеде отечественного производства, но мечтает сменить его на аналогичную модель японского производства, поэтому живо интересуется всем, что связано с колёсной японской индустрией. Не иначе, как малыш родом из Владивостока.
Итак… Помнится в прошлом веке наши родители покупали всякие там телевизоры и приёмники. А потом, почему-то, начинали крутить вертеть на них ручки настройки. Прежде всего ручку громкости, например. В результате, через какое-то время из динамиков вместе с естественным звуком начинал раздаваться ужасный шум и скрежет.
Тоже самое случилось и с японцем. Дорожка резистора медленно, но верно умирала. Причём, изнашивалась она не равномерно, а в той части, где чаще всего ходил бегунок, т.е. если рассматривать относительно тахометра это был промежуток от нуля до 2500 оборотов.
Короче, скрепя сердце, я разобрал эту коробочку. (Оригинал обошёлся бы мне в 300$. Как сказали в магазине, а я ещё не был уверен, что дело именно в ней). Для этого, отсверлил две заклёпки и снял пластмассовую крышку. Был очень доволен, обнаружив на дорожке резистора две глубоких борозды до основания платы. Аккуратно отогнул бегунки так, чтобы они оказались рядом с канавками. С двумя бегунками разобрался достаточно легко, а вот с третим было немного сложнее. Дело в том, что он очень глубоко внутри и что-либо разглядеть довольно сложно. Поэтому подгибал его на ощупь. После этого, всё собрал и понёс в гараж испытывать.
Когда я окончательно убедился, что проблема решена, я испытал такое моральное удовлетворение, какое наверное не испытывал даже... ну, в общем, не испытывал давно.

Ну вот, добрался я и до пружин. Сначала, мне было безразлично, что зад немного придавлен. Однако, после пары въездов на эстакаду отношение к этому вопросу поменялось. Не хотелось при каждом подъёме царапать дном кромку между лестницей и платформой. После долгих размышлений по поводу данной проблемы пришёл к следующим выводам. Новые неоригинальные пружины решил не покупать, т.к. по отзывам в интернете говорят, что они быстро проседают. Проставки, как у восьмёрки, сделать довольно сложно.
В общем, нашёл два способа решения этой проблемы. Первый очень простой, его-то я и применил. Прежде всего, по своим дипломатическим каналам выяснил параметры передних пружин наших машинок. А они то, как раз, точно такие же как и у задних. И толщина прутка, и число витков. Разница только в высоте пружин – передние на пару сантиметров выше. Однако, это относится только к бензиновым версиям машин. У дизелей они значительно толще. Следовательно, решение пришло само собой – достать б/у переднюю пружину и попробовать поставить. Результатом остался очень доволен.
Перед началом испытаний замерил высоту от земли до верхней точки арки задних крыльев. Было: слева 60,8 см, справа 59,5 см. Всё говорило о том, что с правой пружиной дела совсем плохи. Её то и менял. Когда на земле в свободном состоянии попробовал их на упругость разница была значительная, конечно же, в пользу передней пружины.
При этом, заодно, поменял амортизатор, т.к. новый купил ещё старый хозяин, но так и не поставил.
После снятия машины с опор, сначала не поверил своим глазам, она и не желала опускаться. ( Да… Менял только одну пружину, второй, ещё так и не достал). И справа, и слева было 65 см. За несколько часов зад опустился примерно на сантиметр. Со временем эти параметры устаканились и получилось: слева 62,1 см, справа 62,5 см.(Кстати, на главной странице сайта она ещё ДО поднятия попы)
Поначалу боялся, что замена только одной пружины скажется на поведении машины. Ничего подобного, стало только лучше. Правда, улучшение, видимо, следует отнести на счёт нового аммортизатора. Так что, если у кого завалялась передняя пружина, дайте знать.


Дополнение от 5.11.2003

Ещё одну пружину я достал. Правда, она оказалась новая и неоригинал. Диаметр витка у неё немного больше. Поставлю уже, скорее всего, весной. Сейчас в гараже больше часа не продержаться, холодно. Однако, поведать я хотел другую поучительную историю. Это продолжение всё той же темы про инжектор. Но, обо всём по порядку.
Ездил я себе этим летом ездил, и всё было хорошо. Однако, со временем стал замечать, что если машина несколько дней не эксплуатируется то, при прогреве двигателя начала прослушиваться какая то трескотня, идущая именно со стороны двигла. Меня это, конечно, озадачило и обеспокоило. В голове возникали разные нехорошие мысли. Отрегулировал клапана, ничего не изменилось. Чуть не занялся промывкой двигателя, но решил всё же не спешить и изучать проблему дальше. Время шло, а эффект усиливался. Теперь трескотня проявлялась при каждой заводке двигателя, и как правило в районе тысячи оборотов. Лето прошло, на дворе уже был сентябрь. Я изучал. Мысли по-прежнему мелькали разные. Потом наступил октябрь. Стало холоднее. Теперь двигатель при прогреве не только трещал, но и норовил заглохнуть при нажатии на педаль газа.(Точнее, как потом выяснилось, при отпускании педали). Однако, прогретый он по-прежнему хлопот не доставлял. И вот, когда стало совсем холодно он подвёл меня уже и в пути, не желая уходить с перекрёстка под номером один. Точнее, как раз под номером один, только с конца. И, даже теперь, у меня не было конкретной и реальной версии о причине моих неприятностей.
Всё прояснил случай…
Хожу я в гараже вокруг своего пепелаца, хожу. Мотор гудит, а мне домой сильно хочется, холодно. Но делать то что-то надо. По ходу дела, поменял клапан регулировки холостого хода, благо запчастей у меня теперь много(купил б/у инжекторную часть целиком), но результата никакого. При игре с педалью газа движок делает попытку заглохнуть. Если его не трогать, то гудит ровно. В голове вариантов около двадцати, и все не очевидные. Плохо.
И снова, кто-то свыше решил мне помочь. В состоянии относительной медитации моя правая рука потянулась к маленькому шкиву( забыл как он на самом деле называется) на который наматывается тросик газа и повернул его не влево, как обычно, чтобы приоткрыть дроссельную заслонку, а наоборот вправо. Вы скажете, что вправо он повернуться никак не может, потому как упирается в стопорный винт, и будете тысячу раз правы, но… Двигатель тут же начал глохнуть. Я понял, что разгадка уже совсем где рядом, закрыл гараж и поспешил домой.
В ближайшие несколько часов в моём сознании всё постепенно встало на свои места, и оставалось только удостовериться в том, что я был прав.
Даже не верилось, что из-за такой чепухи я был лишён покоя почти пол года…
В общем, оказалось следующее. Регулировку холостого хода я делал летом в жаркую погоду и, видимо, дроссельная заслонка оказалась закрыта практически полностью. Я ещё тогда заметил, что холостой ход получился 700 об.м. вместо положенных 850. И пока, было жарко всё было нормально, а когда стало холодать, то стало требоваться больше воздуха при прогреве, и клапан дополнительного воздуха, видимо, всё никак не мог встать в такое положение, при котором получалась нормальная смесь. Ему приходилось в какой-то момент резко открываться (или закрываться) и получался тот самый треск. Правда, это всего лишь моя гипотеза. Фактом является то, что после правильной настройки холос



Hosted by uCoz